Городской конкурс ученик года

Городской конкурс ученик года

Городской конкурс ученик года
Городской конкурс ученик года

Управление образования
Администрации г. Переславля-Залесского
Межшкольный методический центр

для участников конкурса

г. Переславль-Залесский, 2013


Управление образования
Администрации г. Переславля-Залесского
Межшкольный методический центр

для участников конкурса

г. Переславль-Залесский, 2013

Материалы для участников городского конкурса «Ученик года – 2013» — 2013. — 31 с.

Сборник включает нормативные и методические материалы, которые помогут обучающимся, принявшим решение стать участниками Городского конкурса «Ученик года – 2013», при подготовке к конкурсным испытаниям.

Сборник адресован обучающимся, решившим принять участие в конкурсе, заместителям директора по воспитательной работе, педагогам-организаторам образовательных учреждений,.

Составители:  , методист МОУ Межшкольный

учебный комбинат

, методист МОУ Межшкольный учебный комбинат

Под общ. редакцией , заместителя директора МОУ

Межшкольный учебный комбинат

© МОУ Межшкольный учебный комбинат

г. Переславля-Залесского Ярославской области, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПОЛОЖЕНИЕ О ГОРОДСКОМ КОНКУРСЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Г. ПЕРЕСЛАВЛЯ-ЗАЛЕССКОГО «УЧЕНИК ГОДА – 2013». 7

ЗАЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКА.. 10

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ.. 11

КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ.. 13

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ОРАТОРУ. 16

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, СОЗДАВАЕМЫХ СРЕДСТВАМИ MICROSOFT POWERPOINT. 20

Когда заветная мечта живет в душе твоей,

Z:_Пантелеева Н В\УЧЕНИК ГОДА\Ученик 2010\Картинки\cap3.GIFНе стоит руки опускать и сомневаться в ней.

Бывает часто непростым и длинным путь к мечте,

Но если веришь ты в себя — придет успех к тебе.

Поверь в мечту, иди туда, куда она зовет,

И ты увидишь, что она тебя не подведет!

В пятый раз в нашем городе проходит городской конкурс «Ученик года». Значит, с полным правом можно говорить о сложившейся традиции. Традиции ежегодной встречи с самыми яркими, активными, творческими и умными школьниками Переславля–Залесского.

Какой он, ученик года?

Ученика года отличают стремление к росту и созиданию, трудолюбие и дисциплина, целеустремлённость и энергичность. Он думает о своём будущем уже сегодня и активно строит его. Это «заводила», генератор идей не только на уровне класса, но и на уровне школы. Без него не проходит ни одно школьное событие, он первый помощник классного руководителя. Он ведёт за собой остальных.

Это яркая натура. Всегда имеет собственное мнение. Он щедро делится с окружающими своими знаниями, радостью, энергией. Он контактен. Он умеет дружить, может «подставить плечо». Он участвует в работе школьных кружков, детских общественных организаций. Он победитель олимпиад, стремится решать нестандартные задачи, развивая мышление. Он отстаивает честь школы на городских, областных, всероссийских соревнованиях, конкурсах и фестивалях.

Возможно, участие в городском конкурсе «Ученик года» станет для кого-то испытанием, пробой сил, а кто-то сможет проявить себя с лучшей стороны, продемонстрировать свои уже открытые таланты. Желаем всем участникам конкурса удачи!

Оргкомитет конкурса

Утверждено

приказом Управления

образования Администрации

г. Переславля-Залесского

Городской конкурс «Ученик года» (далее – Конкурс) проводится Управлением образования Администрации г. Переславля-Залесского при участии и поддержке родительской общественности, благотворителей и заинтересованных организаций.

1. Цели и задачи конкурса

Конкурс направлен на выявление и поддержку творческих, талантливых, инициативных обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений города.

Конкурс призван способствовать:

·  Способствовать формированию заинтересованного отношения учащихся к интеллектуальной деятельности.

·  Развитию гражданской активности подростков.

·  Стимулированию общественной активности и творческой деятельности обучающихся в урочное и внеурочное время.

·  Становлению новых связей, развитию общения в городском ученическом сообществе.

2. Участники конкурса

В конкурсе могут принять участие обучающиеся 8–11 классов общеобразовательных учреждений города, являющиеся членами органов ученического самоуправления или детских (молодёжных) общественных объединений, достигшие высоких результатов в общественной деятельности, в творческих конкурсах и спортивных соревнованиях, в различных областях знаний. Состязания конкурса проводятся в 2-х возрастных группах: 8–9 и 10–11 классы (по одному участнику в каждой группе от образовательного учреждения). Победители предыдущего года не допускаются к участию в конкурсе.

Выдвижение кандидатов для участия в Конкурсе осуществляется коллективами обучающихся, органами ученического самоуправления, активом детского (молодёжного) общественного объединения, педагогическими коллективами общеобразовательных учреждений, родительской общественностью, путём самовыдвижения.

3. Критерии отбора участников конкурса

При отборе участников на Конкурс в общеобразовательном учреждении кандидатуры оцениваются по следующим критериям:

·  победы в конкурсах «Ученик года» в общеобразовательных учреждениях;

·  победы на городских, областных, Всероссийских предметных олимпиадах;

·  победы в творческих конкурсах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях различного уровня (городских, областных, Всероссийских, международных);

·  участие в работе органов ученического самоуправления, в деятельности детских (молодёжных) общественных объединений.

4. Порядок представления документов

В оргкомитет Конкурса до 4 февраля 2013 года представляются следующие документы и материалы:

·  личное заявление участника на участие в Конкурсе или решение коллектива обучающихся, органов ученического самоуправления, актива детского (молодёжного) общественного объединения, Совета образовательного учреждения, педагогического совета образовательного учреждения, родительского комитета о выдвижении кандидата для участия в городском конкурсе;

·  фотографии участника: портрет и две фотографии в свободном стиле (электронная версия).

5. Организация и проведение конкурса

1. Для проведения конкурса оргкомитет формирует Жюри, Детское жюри. Жюри формируется из работников образования и культуры, представителей общественных организаций. Детское жюри формируется из участников конкурса «Ученик года» предыдущих лет.

2. Оргкомитет проводит экспертизу материалов, представленных общеобразовательными учреждениями на участников конкурса, готовит материалы для работы Жюри. Определяет форму, место и дату проведения заключительного тура городского конкурса.

3. Жюри заочно оценивает портфолио конкурсантов и творческую работу (эссе), определяет финалистов, оценивает выступления участников на всех этапах Конкурса, выявляет победителя и лауреатов Конкурса.

4. Городской конкурс проводится в пять этапов.

Первый этап (до 4 февраля 2013 года)

В общеобразовательных учреждениях проводится, в соответствии со своими условиями, выдвижение кандидатур на Конкурс.

Второй этап - заочный (до 12 февраля 2013 года)

Представление в оргкомитет творческой работы (эссе) по одной из предложенных тем «Вперёд к прогрессу или назад к природе?», «Куда уходит время?», портфолио участника. Материалы портфолио включают следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место учебы, класс, общественная деятельность в органах ученического самоуправления или детском (молодёжном) объединении, достижения за последние три года, увлечения, другая информация на усмотрение конкурсанта (жизненные планы, профиль обучения, занятия в системе дополнительного образования и т. д.).

Третий этап (21 февраля 2013 года)

Проводится торжественное открытие Конкурса. Участники Конкурса выступают с презентацией, рассказывают о себе в течение 7 минут. Примерные вопросы, которые может осветить участник:

·  «Я и моя семья»

·  «Я и моя школа»

·  «Мои увлечения» и др.

Четвертый этап (28 февраля 2013 года)

Интеллектуальный марафон по предметным областям знаний на общую эрудицию.

Пятый этап - финал конкурса (12 марта 2013 года).

·  Визитная карточка. Творческое представление конкурсантом себя. Представители коллектива общеобразовательного учреждения (группа поддержки) демонстрируют достижения ученика, его роль в ученическом самоуправлении или детском (молодёжном) общественном объединении. Регламент – 4-5 минут. Жюри имеет право снимать баллы за нарушение регламента.

·  Ученик XXI века. Задания жюри на неординарность мышления, находчивость, коммуникативные способности.

·  Конкурс ораторского искусства. За полчаса до начала этапа участники по жеребьевке определяют тему своего выступления. Регламент – до 5 минут, в течение которых финалист должен показать свой творческий потенциал, умение аргументировано доказывать свою точку зрения. Критерии оценки: соответствие выступления заданной теме, точность и ясность изложения, форма подачи, реалистичность и аргументированность предложений, ориентация на ценности гражданского общества, эмоциональность и артистизм, соблюдение регламента.

6. Определение и награждение победителей и лауреатов конкурса

1.  Победитель определяется с учетом результатов всех конкурсных испытаний (заочный конкурс, конкурс «Самопрезентация», финал).

2.  Жюри выявляет 1-го победителя и Лауреатов в каждой возрастной группе конкурса «Ученик года –2013».

3.  Награждение победителей и лауреатов городского конкурса проводится на финале конкурса.

4.  Победители и лауреаты конкурса награждаются Почетными грамотами управления образования и ценными подарками.

5.  Все участники конкурса поощряются благодарственными письмами Управления образования.

6.  По предложению Детского жюри один из финалистов награждается Призом зрительских симпатий.

ЗАЯВЛЕНИЕ УЧАСТНИКА

1.  Ф. И.О.______________________________________________________________

2.  Дата рождения_______________________________________________________

3.  Почтовый адрес______________________________________________________

______________________________________________________________________

4.  Ф. И.О. родителей____________________________________________________

______________________________________________________________________

5.  Контактный (-ые) телефон(-ы) (домашний и сотовый) ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

6.   Место учёбы, класс, ФИО классного руководителя ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

7.  Участие в районных, областных олимпиадах, творческих конкурсах, выставках, спортивных соревнованиях за последние 3 года ______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8.  Средний балл успеваемости конкурсанта по итогам первого полугодия (2 четверти)_____________________________________________________________

9.  Любимые занятия, увлечения, хобби ______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

10.  Заветная мечта

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

11.  Самое яркое событие в твоей жизни

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Личность, на которую хотел бы равняться ______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

13.Дополнительные сведения, факты, достойные упоминания ________________________________________________________________________

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ КОНКУРСНЫХ ЗАДАНИЙ

Критерии оценивания заочного этапа

1.  Соответствие эссе предложенному жанру.

2.  Отражение в эссе собственного мнения по данной теме.

3.  Стиль, грамотность, четкость, логичность, выразительность изложения.

4.  Оригинальность эссе.

5.  Культура оформления портфолио.

6.  Творческий подход к оформлению портфолио.

Критерии I этапа

1.  Оригинальность выступления

2.  Стиль, грамотность, четкость, логичность, выразительность изложения

3.  Умение привлечь внимание аудитории к своему выступлению

4.  Полнота раскрытия темы

5.  Техническая сторона презентации (мультимедийные средства и целесообразность их использования, дизайн, соблюдение авторских прав, отсутствие орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок)

Критерии финала

1.  Оригинальность (визитная карточка)

2.  Сплоченность ученического коллектива (визитная карточка)

3.  Выразительность, умение привлечь внимание аудитории (конкурс ораторского искусства)

4.  Полнота раскрытия темы (конкурс ораторского искусства)

5.  Способность к творчеству, импровизации («Ученик XXI века»)

6.  Неординарность мышления («Ученик XXI века»)

Требования к портфолио личных достижений обучающихся

Портфолио достижений представляет собой документ, в котором отражается совокупность индивидуальных достижений школьника.

Портфолио состоит из следующих разделов:

·  титульный лист, который выполняется по форме, представленной в таблице

Место для фото

Портфолио достижений школьника

Фамилия_______________________

Имя___________________________

Отчество_______________________

Класс__________________________

Школа_________________________

Период, за который представлены

документы_____________________

Личная подпись школьника

·  творческие работы учащегося за данный учебный год

·  представление образовательного учреждения на участника конкурса

·  официальные документы: грамоты, сертификаты, дипломы школьного, городского, областного, всероссийского уровней (ксерокопии)

Критерии оценивания грамот

Уровень грамот

Количество баллов

Грамоты городских конкурсов

по 1 баллу за каждую

Грамоты областных конкурсов

по 2 балла за каждую

Грамоты Всероссийских конкурсов

по 3 балла за каждую

Международные грамоты

по 4 балла за каждую


КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ

trans.jpg

Сочинение в жанре эссе для школьников — явление новое и перспективное. XXI век тяготеет к малым формам. Краткий словарь литературоведческих терминов трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе — это не только рассказчик, но и герой. Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность изложения. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию.

Казалось бы, все понятно. Но не все так просто. Хорошо творить в жанре эссе, если ты Артур Шопенгауэр, а не учащийся средней школы. Учитель увидит проблему в том, что творческое задание, называемое эссе, необходимо объективно оценить. Свободная композиция может увести от раскрытия темы, а повышенная эмоциональность может подменить наполненность содержания. Кроме того, учитель должен подойти к оцениванию работы как минимум с точки зрения знаний и умений. Диалектическое противоречие в школьной практике написания эссе налицо: художественная форма и аналитическое, структурированное содержание, субъективная и объективная стороны.

Приступая к написанию эссе, необходимо приготовить черновик. Некоторые учащиеся не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (то есть окончательный) вариант работы — плотно заполненный лист, практически без полей, но написанный более небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования мысли, не дает возможности работать творчески. «Неправильные» черновики подходят для работ компилятивного характера, тем самым тренируя практику отсутствия самостоятельного мышления. В результате этот метод приводит к панической боязни самостоятельного высказывания. Листы черновика лучше оставлять наполовину пустыми и писать на одной их стороне. При работе с черновиком, перечитывании и правке постепенно заполняются и поля, а на обороте страницы — простор для конкретизации, подтверждения своей мысли примерами и цитатами.

С чего начать? С записи темы эссе, при этом тему надо записать точно, и обязательно в черновике. Тема — это некое условие задачи, в которое надо вдуматься. А задачу надо понять, осознать. Формулировка темы — тоже задача, только неизмеримо более объемная и сложная, имеющая не одно решение. Вчитываясь в тему, вы входите в то творческое пространство, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли, в крайнем случае, вся формулировка будут повторены в тексте эссе, открывая или завершая фрагменты работы или всего эссе в целом, — это не недостаток. Ведь главная задача ученика — понять и раскрыть тему, а не уйти от нее. Работая с эссе, время от времени нужно перечитывать формулировку темы.

Итак, главное — вчитаться, вдуматься в тему, как вчитываешься в условие задачи, чтобы определить границы (пространство) темы и пути ее раскрытия. Как правило, темы эссе имеют проблемный характер, авторскую интерпретацию и предложены в виде высказывания. Поэтому, первоначально работая с проблемой, необходимо выделить основную идею. Далее необходимо в свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытового характера, имена, события, недописанные мысли... Есть рациональное зерно во фразе: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».

Следующая задача — рассмотреть этот хаос, соотнести с темой: тогда высветится идея, путь движения мыслей. Теперь главное — найти фразу, мысль, цитату, которая могла бы стать заключением к работе. Да, заключение, как и вступление, является важной частью работы. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит проблему, вскрывает противоречия, задает вопросы, очерчивает поле творчества рамками темы, а заключение являет собой итог, резюме всех рассуждений.

Структура эссе логически вытекает из требований к нему. Поскольку эссе — это краткая форма изложения собственных мыслей автора по той или иной проблеме, то сама мысль выражается автором в виде тезиса (Т). Но мысль должна быть подкреплена доказательствами, аргументами научного или бытового характера. Поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, литературные ситуации, научные доказательства, ссылки на мнения ученых и т. д. Лучше приводить два аргумента в пользу того или иного тезиса, так как один может быть неубедительным, три аргумента могут перегрузить все же «маленький» жанр.

Таким образом, получается кольцевая композиция эссе: вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы, заключение (вывод). Количество тезисов и аргументов зависит от плана, логики развития мысли учащегося. Схематично изображая структуру эссе, можно получить следующую цепочку:

ВТААТААВ

Название «кольцевая композиция» не случайно, так как вступление и вывод фокусируют внимание на проблематике темы, только во вступлении проблему ставят, а в выводе обращаются к собственной точке зрения.

Следует отметить, что логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый из элементов композиции (вступление, тезисы, аргументы, вывод) должен быть выделен красной строкой. Каждый абзац — предыдущий и последующий — связан между собой. Так достигается целостность работы.

При написании эссе необходимо обратить внимание и на стиль изложения материала. Все же не надо забывать о том, что эссе присущи эмоциональность и художественность изложения. Экспрессивность стиля — весьма неплохое качество письменной речи. Достигается это в основном за счет коротких, простых предложений, разнообразных по интонации, и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания — тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения. Стиль речи несет в себе особенности личности. Совершенствуя стиль, совершенствуешь себя!

Помните главное: эссе обязательно должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования.

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ ОРАТОРУ

¨  Настройтесь на аудиторию, попытайтесь навести мосты взаимопонимания.

¨  Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

¨  Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на Вас. Не смотрите в одну точку. Прежде, чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию Ваших слов.

¨  Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

¨  Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (в случае необходимости и более длительная) пауза.

¨  С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

¨  Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.

¨  Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает Вас, обратите взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

¨  Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что Вы хотите специально взбодрить ее).

¨  Если Вы заметили, что слова, только что сказанные Вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.

¨  Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание.

Если Вы выступаете, считывая свою речь с написанного:

¨  Выделяйте голосом существенное.

¨  Никогда не читайте с листа первое предложение.

¨  В зависимости от содержания варьируйте темп речи. При произнесении важных и сложных для восприятия мыслей замедляйте её, а маловажные фразы проговаривайте быстрее.

¨  Не употребляйте слишком длинных предложений, ибо их трудно понять.

¨  Не перегружайте свою речь иностранными словами.

¨  Ваш голос должен быть достаточно громким, чтобы Вы были услышаны в самом дальнем ряду.

Варианты окончания речи:

¨  Изложить основную идею выступления.

¨  Сделать выводы из своих высказываний.

¨  Поблагодарить за внимание и возможность изложить свои мысли.

¨  Процитировать подходящие поэтические строки.

¨  Использовать юмористическую концовку (шутливый рассказ, анекдот).

¨  Обратиться к слушателям за поддержкой.

¨  Сделать комплимент слушателям.

¨  используйте их часто.

Использование цитат

¨  Цитатами нельзя злоупотреблять. Оратор, который без меры их использует, неизбежно теряет своё лицо.

¨  Человек, на авторитет которого Вы ссылаетесь, должен быть действительно превосходным специалистом в данной области.

¨  Не пользуйтесь часто встречающимися и хорошо известными цитатами.

¨  Источник цитаты должен быть выписан точно, но полноту информации о нём в каждом конкретном случае приводите по мере необходимости.

Как подготовиться к публичному выступлению.
Советы по самопрезентации

утверждает[1]:

¨  55% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они ВИДЯТ. Это касается цвета кожи и волос, внешнего вида, позы, мимики и жестов, выражения лица, характера зрительного контакта;

¨  38% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются тем, что они СЛЫШАТ, то есть тоном и высотой голоса, темпом речи и использованием пауз, ясностью речи, произношением и акцентом;

¨  7% впечатлений, которые мы производим на других людей, определяются теми СЛОВАМИ, которые они слышат.

¨  Во время выступления следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики. При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт ей. Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые, доброжелательные: движение рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и многое другое, что уже хорошо известно современным педагогам.

При подготовке к выступлению психолог Элери Сэмпсон советует проверить собственный язык тела. Внимательно проанализируйте следующие особенности своего поведения:

¨  Как вы используете свою улыбку?

¨  Стоите (или сидите) ли вы прямо?

¨  Есть ли у вас зрительный контакт с собеседником?

¨  Не выглядите ли вы нервным?

¨  Как вы используете свои руки?

¨  Как вы входите в аудиторию?

¨  Стоите ли вы слишком близко или слишком далеко к людям, когда говорите с ними?

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

1.  Гойхман О. Я., Надеина  коммуникация: Учебник / Под редакцией профессора . – М.: ИНФРА-М, 2001. – С.129-130.

2.  Тимченко  делового общения. – Харьков: Оригинал, 1992.

3.  Как научится писать эссе по обществознанию на «отлично»? Режим доступа: http://karawanidet. /forum/16-3, 10.20)

Юрчак О. Т., методист
Межшкольного методического центра

В настоящее время с развитием новых информационных технологий создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной и система образования.

На повышающиеся требования к знаниям и навыкам система организации обучения отвечает новыми образовательными технологиями.

Существовавшая ранее система обучения с множеством носителей, представленных в виде экранных, звуковых и экранно-звуковых средств, предъявляемых с помощью довольно большого количества технических средств, сегодня преобразована в мощную по своим возможностям систему с хорошей технической поддержкой. Речь идет об использовании компьютера в организации учебного процесса.

Синтез компьютерных технологий, позволяющих объединять в компьютере звук, информацию, неподвижные и движущиеся изображения, получил название мультимедиа.

Мультимедиатехнологии представляют собой принципиально новый уровень обработки информации. Это означает, что видеоряды, текстовая и аудиоинформация, компьютерная графика и анимация могут быть произвольным образом скомпонованы с учетом дидактических особенностей.

Богатейшие возможности для реализации профессиональных задач предоставляют мультимедийные учебные пособия и демонстрационные ролики, создаваемые средствами Microsoft PowerPoint (презентации), и именно они пользуются наибольшей популярностью у педагогов.

Ни для кого уже не является секретом, что презентация на компьютере — это набор слайдов, которые можно выводить последовательно, друг за другом. Часто такое компьютерное произведение называют слайд-шоу.

Презентация может сопровождаться мелодией и разнообразными звуковыми эффектами. Презентацией может управлять лектор или же смена слайдов может выполняться в автоматическом режиме.

Следует отметить важные особенности компьютерной презентации. Ограниченность места на слайде требует краткости изложения, тем более что текст на слайде не должен быть мелким и длинным. А необходимость каждый раз создавать заголовок слайда помогает четко структурировать свое выступление. Таким образом, работа над созданием компьютерной презентации на любую тему — это развитие информационной культуры ее автора, ибо четкое структурирование и свертывание информации — важнейшие умения в работе с ней.

Итак, вы подготовили разнообразные мультимедиа материалы для небольшого слайд-шоу: сформулировали тезисы, подготовили фотографии, рисунки, видеоклипы, музыкальные фрагменты.

Как теперь правильно оформить презентацию?

Оформление презентации должно соответствовать как ее теме, так и настроению. Поля, размер шри́фта заголовков и шри́фта основного текста, а также цветовая гамма слайдов должны быть едины во всей презентации. Фон презентации остается фоном. Он не должен акцентировать на себе внимание. Рекомендуется оформление презентации: применение цветовых схем «темный текст на белом фоне» или «светлый текст на темном фоне». Предпочтительнее делать фон светлым. Цвета подбираются цвета так, чтобы текст был четко виден на используемом фоне. Поскольку большое количество цветов, используемых одновременно в тексте, рассеивает внимание, не следует использовать более 3—4 цветов в оформлении одной презентации. Лучше избегать использования рисунков в качестве фона, так как это затрудняет чтение текста. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля не менее 1 см с каждой стороны.

Каждый слайд (кроме первого) должен иметь заголовок, набранный шрифтом не менее 24 пт (рекомендуемый размер шрифта заголовка — 36—48 пт).

В обычном тексте использование курсива не желательно (допустимо при выделении слов, словосочетаний).

Допускаемый размер шрифта обычного текста: не менее 20 пт.

Рекомендуемый размер шрифта обычного текста: 24—28 пт.

Шрифт размером менее 20 пт на экране выглядит слишком мелким и неразборчивым.

В презентациях больше внимания уделяют визуальным объектам (фотографиям, рисункам, таблицам, диаграммам) и меньше — тексту. Вполне достаточно 10—20 слов на слайд.

Допускаемое количество текстовой информации на одном слайде: ≈ 15 строк.

Рекомендуемое количество текстовой информации на одном слайде: 7—8 строк.

Курсив и полужирный шрифт используются только для выделений и НЕ ОДНОВРЕМЕННО. Курсив (кнопка К или комбинация клавиш Сtrl + I) используется для выделения ключевых слов или фраз, полужирным шрифтом (кнопка Ж или комбинация клавиш Сtrl + В) выделяют заголовки и подзаголовки.

Презентация, составленная только из фотографий и таблиц, оставляет впечатление незавершенности. Минимум текста все-таки должен быть. Во-первых, заглавия и автор презентации. Во-вторых, рисунки, фотографии и таблицы должны быть подписаны: что изображено, какие соотношения представлены, рекомендуется ставить нумерацию.

Допускаемое количество графической информации на одном слайде: 4—6 рисунков (фотографий и т. д.) с текстовыми комментариями не более 2 строк к каждому.

Рекомендуемое количество графической информации на одном слайде: 2 рисунка (фотографии и т. д.) с текстовыми комментариями не более 2 строк к каждому.

У используемых рисунков оптимальные размеры. Рисунки не должны выглядеть как квадратная мозаика (растянутые маленькие рисунки). С другой стороны большие рисунки занимают слишком много места на диске и перед вставкой в презентацию должны быть уменьшены в приложениях Adobe Photoshop, Microsoft Office Picture Manager или др.). На рисунках отсутствуют видимые дефекты. Дефекты устраняются с помощью Adobe Photoshop или других приложений. Надписи и рисунки не выходят за пределы экрана.

Слайды сменяют друг друга по нажатию кнопки (Меню Показ слайдов ðСмена слайдов… ð По щелчкуðНет звука ð Применить ко всем слайдам).

Анимация внутри слайда — автоматическая. Анимация длится не более 0,5—1,0 секунды. Слишком долгая анимация вызывает через некоторое время раздражение.

Звуковые эффекты либо отсутствуют, либо несут смысловую нагрузку. Использование звуковых эффектов при смене слайдов не желательно.

Из всего спектра возможных инструментов, дающих максимальный эффект, вставка видеофрагмента — вне конкуренции. Если, конечно, этот фрагмент подобран в тему и точно подмечает именно то, что Вам необходимо. Надолго запомнятся слушателям, например, цитаты из известных фильмов, подтверждающие Вашу мысль, демонстрация опытов, фрагментов исторической хроники и др.

Вставить видеофрагмент в презентацию PowerPoint очень просто. Первое, что надо знать, это то, что видеоролик, который необходимо вставить в презентацию, должен храниться на вашем компьютере. PowerPoint, увы, не умеет работать с онлайн-видео. Лучше, если ролик, который вы хотите вставить в презентацию, также как и звуковые файлы, будет предварительно сохранен в одну папку с презентацией. Особенно это целесообразно сделать, если планируется демонстрация презентации не на том компьютере, на котором она разрабатывается. После этого создается ссылка на данный файл (ролик).

Перед тем, как вставлять видео, следует удостовериться, что оно записано именно в тех форматах, которые поддерживаются версией PowerPoint на Вашем компьютере. Если это не так, то видеоролик надо предварительно конвертировать в нужный формат и только после этого вставлять в презентацию PowerPoint.

Сводная таблица
поддерживаемых PowerPoint
видеоформатов

Формат видеофайла

PowerPoint
2003

PowerPoint
2007

PowerPoint
2010

AVI

Да

Да

Да

WMV

Да

Да

Да

ASF

X

Да

Да

MPG/MPEG

X

Да

Да

FLV

X

X

Да

Вставляемый в презентацию PowerPoint файл имеет ограничение по размеру и должен быть не более 2-х гигабайт (Это касается в основном видеофайлов в формате AVI).

СЛАЙД № 1 (титульный слайд) должен содержать следующую информацию:

  Наименование учреждения, где выполнена работа или название конкурса, конференции, семинара, где участвует выступающий (размер шрифта не менее 24 пт).

  Название работы или темы выступления (размер шрифта не менее 28 пт, полужирный).

  Фамилия, имя, отчество автора и соавторов (размер шрифта не менее 20 пт).

  Авторское право, название города, год.

В конце презентации указывается перечень используемых источников (информационных ресурсов), активные и точные ссылки на все графические объекты, видео и др.

На последнем слайде может быть размещено фото автора и указана контактная информация.

Для лучшего восприятия и запоминая информации необходимо:

  Постоянство используемых цветов и шрифтов (Сходные объекты следует обозначать одинаковым цветом и / или шрифтом, так как это позволяет сделать цвет и шрифт дополнительными элементами смыслового кода.)

  Выстраивание информации в логической последовательности.

  Структурирование материала (схемы, таблицы, диаграммы и др.).

  Придание материалу эмоциональной окраски.

Соблюдение вышеуказанных рекомендаций будет способствовать формированию правильного первоначального опыта по созданию мультимедийных пособий средствами Microsoft PowerPoint у педагогов школ, детских садов и учреждений дополнительного образования.

Овладение в дальнейшем, используя вышеуказанный инструмент Microsoft Office, приемами создания педагогически эффективных презентаций позволит по собственному усмотрению формировать, разрабатывать и без труда совершенствовать комплект дидактических материалов в зависимости от уровня подготовленности аудитории, найти новые возможности для использования компьютера в образовательном процессе, что поможет не только сделать работу педагога более яркой, насыщенной и разнообразной, но и повысить интерес детей к обучению.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

1.  Информационные технологии в деятельности учителя-предметника [Текст] : Программа повышения квалификации педагогов / Под редакцией А. А. Елизарова, А. К. Капитанской. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 44 с. + СD — ISBN -3, ISBN -9.

2.  Информационные технологии в деятельности учителя-предметника [Текст] : в 2 ч. / Под редакцией А. А. Елизарова, А. К. Капитанской.

Ч. 1 : Пособие для системы дополнительного профессионального образования. — М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. — 172 с. + СD — ISBN -3, ISBN
-2.

3.  Сологуб, В. А. Методика создания и использования мультимедийных пособий и программ : Учебное пособие. —
2-е изд., доп. и перераб. / В. А. Сологуб. — М. : АПКиППРО, 2008. — 92 с.

4.  Продолжительность работы за компьютером. Режим доступа: http://1monchtehn. / (18.08.2011, 14.10).

5.  Требования к презентации. Сайт «Городское методическое объединение учителей технологии» города Мончегорска Мурманской области. Режим доступа: http://1monchtehn. / (16.08.2011, 15.20).

6.  Требования к презентации. Сайт «Методсовет : Методический портал учителя». Режим доступа: http://metodsovet. su/forum/14-67-1» (16.08.2011, 16.00).

7.  Шперх Анатолий. Как вставить видео в презентацию PowerPoint. Наиболее полное руководство. Режим доступа: http:///fishki/kak-vstavit-video-v-prezentaciyu-powerpoint-naibolee-polnoe-rukovodstvo. html (16.08.2011, 16.30).

Формат 60x90. Бумага офсетная. Гарнитура: Arial

Составители: Пантелеева Н. В., Юрчак О. Т.

Компьютерная верстка:

Отпечатано в межшкольном методическом центре
МОУ МУК г. Переславля-Залесского

г. Переславль-Залесский, ул. Советская, д.22 а

E-mail: @ru

[1] Создай себе имидж. Перевод с английского. по изданию : Your total image (How to communicate success) by Philippa Davies. - London, Piatkus, 1996.



Городской конкурс ученик года

Городской конкурс ученик года

Городской конкурс ученик года

Городской конкурс ученик года

Городской конкурс ученик года

Городской конкурс ученик года